Иностранные языки
в Москве
Бесплатно по России 8-495-649-69-44

Irregular Verbs

В английском языке все глаголы делятся на "правильные" и "неправильные". При этом первые называются Regular (обычные, стандартные), а вторые – Irregular (необычные, нестандартные). Слово "(не)правильный" мне кажется не совсем правильным.

Прочитав матриал до конца, вы поймёте почему. Однако будем придерживаться устоявшихся наименований.

***

Прежде всего, определимся, что речь идёт о двух формах глагола – прошедшей и причастии прошедшего времени (Participle II), которое в русском называется страдательным залогом. Классические списки и таблицы обычно разбивают на три части: в первой пишут словарную форму глагола, во втором – прошедшую, в третьем – страдательную. Поэтому для удобства так и будем их называть – первой, второй и третьей формой. 

Правильные глаголы – это те, чья вторая и третья форма образуются по правилу, т. е. путём добавления суффикса -ed к основе.

Неправильные глаголы – это те, которые не подчиняются правилу и образуются кто во что горазд.

Подробности – ниже.

Verbs Irregular.jpg

REGULAR VERBS

Большинство английских глаголов – правильные. Чтобы получить вторую и третью форму, добавляем к ним -ed.

Work (работать) – workED (работал) – workED ((про)работанный)

Cook (готовить) – cookED (готовил) – cookED (приготовленный)

Если глагол заканчивается на согласную и букву -y, то "y" меняется на "i".

Study (учить) – studIED (учил) - studIED (изученный)

Если глагол заканчивает на -e, просто добавляем одну букву "d".

Explode (взрывать) – explodED (взорвал) - explodED (взорванный)

Если глагол состоит из одного слога и заканчивается на согласную, то она удваивается.

Stop (останавливаться) – stopPED (остановился) – stopPED (остановленный)

Согласная удваивается и тогда, когда слогов в глаголе больше одного и ударение на последнем.

Admit (замечать) – admiTTed (заметил) – amiTTed (замеченный)

В той же ситуации буква "l" удваивается независимо от ударения в Британском английском и не удваивается в американском.

Cancel (отменять) – canceLLed (отменил) – canceLLed (отменённый)

1 Cancelled.jpg

IRREGULAR VERBS

Неправильных глаголов порядка четырёх сотен. Носители активно пользуются половиной. И к этому надо стремиться. Но поскольку почти все главные глаголы в английском – неправильные, даже сотни вполне достаточно для понимания сути фраз. 

Итак, что же это такое – Irregular Verb и откуда оно пошло?

У неправильного глагола вторая и третья формы выглядят, мягко говоря, непривычно. Если очень постараться, можно проследить даже не одну, а несколько логик, но, в целом, помогает это не очень.

А история нестандартных глаголов такова.

За редкими исключениями Irregular Verbs имеют германское происхождение. Это самые главные глаголы, без знания которых невозможно описать человеческую жизнь: eat (есть), drink (пить), sleep (спать), say (говорить), run (бегать), go (идти), do (делать), have (иметь) etc. В немецком (и старо-английском) языке их называют сильными. Чтобы поставить их во вторую и третью формы применялся т.н. аблаут (Ablaut) – это когда происходит изменение гласной в корне. Слабые глаголы работали по схеме добавления "d/t" к основе. За долгие столетия произошло много изменений в языке. Новые заимствования перенимали суффиксальную схему, а старые глаголы законсервировались. Многие из них ушли в архаику, но главные остались. Прежний способ образования второй и третьей форм оказался сложным и канул в лету.

Собственно, это главная причина появления неправильных глаголов. Есть и другие моменты, например, определённые слабые глаголы из-за схожести звучания с сильными стали склоняться на их манер. Или написание некоторых слабых глаголов было нестандартным и в таком виде дожило до наших дней (send – sent – sent). Но, в целом, причина в аблауте. 

К слову, непривычное множественное число у некоторых существительных (child – children, ox – oxen (быки)) – тоже отголоски аблаута. 

Oxen.jpg

Здесь следовало бы подвесить список "самых нужных/частоупотребляемых неправильных глаголов", но мы этого делать не будем, потому что их полно. В любом учебнике на последних страницах можно найти пресловутые столбики. А вот о способах образования неправильных глаголов и о том, как их лучше учить, мы поговорим.

IRREGULAR VERBS FORMATION

1. Самые простые неправильные глаголы во всех трёх формах выглядят одинаково:

Put (класть) – put (положил) – put (положенный)

Cost (стоить) – cost (стоил) – cost (оцененный)

Bet (ставить) – bet (сделал ставку) – bet (поставленный)

2. Изменение корневой гласной во второй форме и сохранение или изменение корневой гласной с добавлением окончания -en в третьей:

Write (писать) – wrote (написал) – written (написанный)

Rise (подниматься) – rose (поднялся) – risen (поднятый)

Choose (выбирать) – chose (выбрал) – chosen (выбранный)

3. Изменение корневой гласной во второй форме и добавление -n к конечной букве "w":

Blow (дуть) – blew (дул) – blown (надутый)

Fly (летать) – flew (летел) – flown (улетевший)

Showshowedshown (показанный)

4. Добавление к основе буквы "t" или замена "d" на "t":

Lend (занимать) – lent (занял) – lent (отданный в долг)

Send (посылать) – sent (послал) – sent (посланный)

Burn (сжигать) – burnt (сжёг) – burnt (сожжёный)

5. Изменение гласных в корне на "ought" или "aught":

Bring (приносить) – brought (принёс) – brought (принесённый)

Catch (ловить) – caught (поймал) – caught (пойманный)

Teach (учить) – taught (учил) – taught (наученный)

6. Изменение корневой "a" на "u":

Begin (начинать) – began (начал) – begun (начатый)

Drink (пить) – drank (пил) – drunk (выпитый)

Sing (петь) – sang (пел) – sung (спетый)

2 Sing.png

***

Вариантов гораздо больше. Я привёл некоторые из них, чтобы вы поняли – многое поддаётся логике, а значит, не так страшно. Нужные неправильные глаголы выучить более чем реально. И даже особых усилий прилагать не придётся.

LEARNING IRREGULAR VERBS

Главное, что я хочу донести: неправильные глаголы встречаются в жизни гораздо чаще правильных. На первых же занятиях, посвящённых прошедшему времени, вы сталкиваетесь с ними. Специально зазубривать эти глаголы можно, чтобы ускорить процесс. Однако они войдут в вашу память естественным образом через чтение текстов, прослушивание аудио и просмотр видео – настолько они частотны. 

Допустим, вам нужно знать неправильные глаголы срочно. А для этого их необходимо учить. Вопрос – как?

  •  Взять список из учебника, по которому занимаешься, и учить штук по 5-10 ежедневно.

Это старый "дедовский" метод. Нас учили именно так. Плюс в скорости: за две-три недели выучите основную сотню. Минус: скорость скажется на качестве, будете путаться и ошибаться. По этой причине глаголы обычно располагают не в алфавитном порядке, а в порядке прохождения тем с ними. 

  • Учить в алфавитном порядке.
Берёте список самых частотных глаголов (штук двести) и зубрите по блокам: можно по буквам, можно по "пятёркам, десяткам".
Лично я не вижу в этом способе плюсов. Во-первых, без контекста слова запоминаются плохо, а забываются легко. Во-вторых, выучите много редкоупотребляемых глаголов. Логики в такой зубрёжки нет, а значит, эффективность низкая.
  • Учить по схожести.
Я привёл выше варианты похожих второй и третьей форм у разных глаголов. Плюсы: точные совпадения запоминаются очень легко. Минусы: долго искать похожести. Есть очень много исключений.
  •  Учить или даже сочинять стишки по-русски, где будут встречаться неправильные формы глагола. Приведу пример.

Учитель в школе teach – taught – taught

Чтоб я ни с кем не fight – fought – fought.

Когда ж я старше get – got – gotten,

То я forget – forgot – forgotten,

Что мне учитель say – said – said,

Плохую жизнь я lead – led – led,

Проблем я много have – had – had,

В тюрьме полжизни sit – sat – sat.

Как жаль, что я не hear – heard – heard,

Что мне учитель tell – told – told. 

2 Teacher.jpg

Плюс: рифмовки учатся быстрее. Креативные рифмовки очень эффективны, потому что в процессе создания вы постоянно прокручиваете глаголы в голове. Минус: скорость. Вы учите не только глаголы, но и ненужные подводки к ним.

***

Замечено: каждый новый неправильный глагол учится быстрее. Это связано с созданием в голове схем образования. Таким образом, возрастает шанс на распознавание не только неправильного глагола, но и его второй и третьей формы.

Неправильные глаголы есть не только в английском, но и в других европейских языках. Например, в немецком и французском. И ничего, как-то же они учатся. В общем, не стоит паниковать при виде количества этих нестандартных глаголов – нужные вам запомнятся сами. А если будут сопротивляться, используйте методы "принуждения", описанные выше.