Онлайн обучение

Irregular Verbs

В английском языке все глаголы делятся на "правильные" и "неправильные". При этом первые называются Regular (обычные, стандартные), а вторые – Irregular (необычные, нестандартные). Слово "(не)правильный" мне кажется не совсем правильным.

Прочитав матриал до конца, вы поймёте почему. Однако будем придерживаться устоявшихся наименований.

***

Прежде всего, определимся, что речь идёт о двух формах глагола – прошедшей и причастии прошедшего времени (Participle II), которое в русском называется страдательным залогом. Классические списки и таблицы обычно разбивают на три части: в первой пишут словарную форму глагола, во втором – прошедшую, в третьем – страдательную. Поэтому для удобства так и будем их называть – первой, второй и третьей формой. 

Правильные глаголы – это те, чья вторая и третья форма образуются по правилу, т. е. путём добавления суффикса -ed к основе.

Неправильные глаголы – это те, которые не подчиняются правилу и образуются кто во что горазд.

Подробности – ниже.

Verbs Irregular.jpg

REGULAR VERBS

Большинство английских глаголов – правильные. Чтобы получить вторую и третью форму, добавляем к ним -ed.

Work (работать) – workED (работал) – workED ((про)работанный)

Cook (готовить) – cookED (готовил) – cookED (приготовленный)

Если глагол заканчивается на согласную и букву -y, то "y" меняется на "i".

Study (учить) – studIED (учил) - studIED (изученный)

Если глагол заканчивает на -e, просто добавляем одну букву "d".

Explode (взрывать) – explodED (взорвал) - explodED (взорванный)

Если глагол состоит из одного слога и заканчивается на согласную, то она удваивается.

Stop (останавливаться) – stopPED (остановился) – stopPED (остановленный)

Согласная удваивается и тогда, когда слогов в глаголе больше одного и ударение на последнем.

Admit (замечать) – admiTTed (заметил) – amiTTed (замеченный)

В той же ситуации буква "l" удваивается независимо от ударения в Британском английском и не удваивается в американском.

Cancel (отменять) – canceLLed (отменил) – canceLLed (отменённый)

1 Cancelled.jpg

IRREGULAR VERBS

Неправильных глаголов порядка четырёх сотен. Носители активно пользуются половиной. И к этому надо стремиться. Но поскольку почти все главные глаголы в английском – неправильные, даже сотни вполне достаточно для понимания сути фраз. 

Итак, что же это такое – Irregular Verb и откуда оно пошло?

У неправильного глагола вторая и третья формы выглядят, мягко говоря, непривычно. Если очень постараться, можно проследить даже не одну, а несколько логик, но, в целом, помогает это не очень.

А история нестандартных глаголов такова.

За редкими исключениями Irregular Verbs имеют германское происхождение. Это самые главные глаголы, без знания которых невозможно описать человеческую жизнь: eat (есть), drink (пить), sleep (спать), say (говорить), run (бегать), go (идти), do (делать), have (иметь) etc. В немецком (и старо-английском) языке их называют сильными. Чтобы поставить их во вторую и третью формы применялся т.н. аблаут (Ablaut) – это когда происходит изменение гласной в корне. Слабые глаголы работали по схеме добавления "d/t" к основе. За долгие столетия произошло много изменений в языке. Новые заимствования перенимали суффиксальную схему, а старые глаголы законсервировались. Многие из них ушли в архаику, но главные остались. Прежний способ образования второй и третьей форм оказался сложным и канул в лету.

Собственно, это главная причина появления неправильных глаголов. Есть и другие моменты, например, определённые слабые глаголы из-за схожести звучания с сильными стали склоняться на их манер. Или написание некоторых слабых глаголов было нестандартным и в таком виде дожило до наших дней (send – sent – sent). Но, в целом, причина в аблауте. 

К слову, непривычное множественное число у некоторых существительных (child – children, ox – oxen (быки)) – тоже отголоски аблаута. 

Oxen.jpg

Здесь следовало бы подвесить список "самых нужных/частоупотребляемых неправильных глаголов", но мы этого делать не будем, потому что их полно. В любом учебнике на последних страницах можно найти пресловутые столбики. А вот о способах образования неправильных глаголов и о том, как их лучше учить, мы поговорим.

IRREGULAR VERBS FORMATION

1. Самые простые неправильные глаголы во всех трёх формах выглядят одинаково:

Put (класть) – put (положил) – put (положенный)

Cost (стоить) – cost (стоил) – cost (оцененный)

Bet (ставить) – bet (сделал ставку) – bet (поставленный)

2. Изменение корневой гласной во второй форме и сохранение или изменение корневой гласной с добавлением окончания -en в третьей:

Write (писать) – wrote (написал) – written (написанный)

Rise (подниматься) – rose (поднялся) – risen (поднятый)

Choose (выбирать) – chose (выбрал) – chosen (выбранный)

3. Изменение корневой гласной во второй форме и добавление -n к конечной букве "w":

Blow (дуть) – blew (дул) – blown (надутый)

Fly (летать) – flew (летел) – flown (улетевший)

Showshowedshown (показанный)

4. Добавление к основе буквы "t" или замена "d" на "t":

Lend (занимать) – lent (занял) – lent (отданный в долг)

Send (посылать) – sent (послал) – sent (посланный)

Burn (сжигать) – burnt (сжёг) – burnt (сожжёный)

5. Изменение гласных в корне на "ought" или "aught":

Bring (приносить) – brought (принёс) – brought (принесённый)

Catch (ловить) – caught (поймал) – caught (пойманный)

Teach (учить) – taught (учил) – taught (наученный)

6. Изменение корневой "a" на "u":

Begin (начинать) – began (начал) – begun (начатый)

Drink (пить) – drank (пил) – drunk (выпитый)

Sing (петь) – sang (пел) – sung (спетый)

2 Sing.png

***

Вариантов гораздо больше. Я привёл некоторые из них, чтобы вы поняли – многое поддаётся логике, а значит, не так страшно. Нужные неправильные глаголы выучить более чем реально. И даже особых усилий прилагать не придётся.

LEARNING IRREGULAR VERBS

Главное, что я хочу донести: неправильные глаголы встречаются в жизни гораздо чаще правильных. На первых же занятиях, посвящённых прошедшему времени, вы сталкиваетесь с ними. Специально зазубривать эти глаголы можно, чтобы ускорить процесс. Однако они войдут в вашу память естественным образом через чтение текстов, прослушивание аудио и просмотр видео – настолько они частотны. 

Допустим, вам нужно знать неправильные глаголы срочно. А для этого их необходимо учить. Вопрос – как?

  •  Взять список из учебника, по которому занимаешься, и учить штук по 5-10 ежедневно.

Это старый "дедовский" метод. Нас учили именно так. Плюс в скорости: за две-три недели выучите основную сотню. Минус: скорость скажется на качестве, будете путаться и ошибаться. По этой причине глаголы обычно располагают не в алфавитном порядке, а в порядке прохождения тем с ними. 

  • Учить в алфавитном порядке.
Берёте список самых частотных глаголов (штук двести) и зубрите по блокам: можно по буквам, можно по "пятёркам, десяткам".
Лично я не вижу в этом способе плюсов. Во-первых, без контекста слова запоминаются плохо, а забываются легко. Во-вторых, выучите много редкоупотребляемых глаголов. Логики в такой зубрёжки нет, а значит, эффективность низкая.
  • Учить по схожести.
Я привёл выше варианты похожих второй и третьей форм у разных глаголов. Плюсы: точные совпадения запоминаются очень легко. Минусы: долго искать похожести. Есть очень много исключений.
  •  Учить или даже сочинять стишки по-русски, где будут встречаться неправильные формы глагола. Приведу пример.

Учитель в школе teach – taught – taught

Чтоб я ни с кем не fight – fought – fought.

Когда ж я старше get – got – gotten,

То я forget – forgot – forgotten,

Что мне учитель say – said – said,

Плохую жизнь я lead – led – led,

Проблем я много have – had – had,

В тюрьме полжизни sit – sat – sat.

Как жаль, что я не hear – heard – heard,

Что мне учитель tell – told – told. 

2 Teacher.jpg

Плюс: рифмовки учатся быстрее. Креативные рифмовки очень эффективны, потому что в процессе создания вы постоянно прокручиваете глаголы в голове. Минус: скорость. Вы учите не только глаголы, но и ненужные подводки к ним.

***

Замечено: каждый новый неправильный глагол учится быстрее. Это связано с созданием в голове схем образования. Таким образом, возрастает шанс на распознавание не только неправильного глагола, но и его второй и третьей формы.

Неправильные глаголы есть не только в английском, но и в других европейских языках. Например, в немецком и французском. И ничего, как-то же они учатся. В общем, не стоит паниковать при виде количества этих нестандартных глаголов – нужные вам запомнятся сами. А если будут сопротивляться, используйте методы "принуждения", описанные выше.

Сколько неправильных глаголов в английском языке?

В английском языке неправильные глаголы встречаются практически повсеместно, поскольку обозначают обычные действия, процессы, состояния.

В оксфордском словаре английского языка насчитывается 470 неправильных глаголов, однако в повседневной речи употребляется менее половины всех неправильных глаголов. По мнению большинства педагогов, для начала следует выучить 100 самых распространенных глаголов. Даже для продвинутого уровня достаточно знать 200 самых распространенных Irregular Verbs.

Как запомнить неправильные глаголы и их формы

Запомнить формы неправильных глаголов английского языка — достаточно сложная задача. Многие для облегчения процесса придумывают различные способы, упрощающие запоминание слов.

Практика показывает, что запомнить все английские неправильные глаголы будет проще, если разбить их по группам. Например, в соответствии со способом образования второй и третьей форм глаголов.

Самая простая группа в этом отношении, это та, где все три формы глаголов совпадают. Вот наиболее популярные из них:

  • let — let — let — пустить, дать
  • set — set — set — ставить, класть, положить
  • hurt — hurt — hurt — причинять боль, повредить, травмировать, ранить
  • shut — shut — shut — закрывать, заканчивать, запираться, прекращать, затворять, преградить, блокировать, прищемлять
  • cut — cut — cut — резать, подстригать, разрезать, уменьшать, сокращать, стричь, урезывать
  • quit — quit — quit — оставлять, погашать, увольняться, уходить в отставку, бросать, прекращать
  • spread — spread — spread — распространять, развертывать, раскладывать, простирать, шириться, размазывать, протягивать
  • hit — hit — hit — ударять, задевать за живое, причинять неприятности, затрагивать, ранить, поражать, попадать в цель, наносить ущерб
  • read — read — read — читать, толковать, оглашать, прочитать, зачитывать, расшифровывать, изучать
  • burst — burst — burst — взрываться, лопаться, разрываться, прорываться, разразиться, разламывать, переполнять
  • split — split — split — расщеплять, разбивать, раскалывать, разделять, делить на части
  • cast — cast — cast — метать, бросать, отливать, швырять, отбрасывать, кидать, лить, сбрасывать
  • bet — bet — bet — держать/заключать пари, быть в чем-либо уверенным

У некоторых неправильных глаголов совпадают первая и третья формы:

  • come — came — come — приходить, подходить, приехать, приезжать, ехать, достигать, прибывать, доходить, приближаться
  • become — became — become — становиться, принимать вид, делаться, превращаться, случаться, годиться, соответствовать
  • run — ran — run — бежать, мелькать, бегать, убегать, катиться, двигаться, скользить, гнать, следовать, курсировать

У других совпадают вторая и третья формы:

  • catch — caught — caught — поймать, зацепить, понять, хватать, захватить, ухватиться, ловить, поймать
  • build — built — built — строить, сооружать, делать, создавать, шить, основывать
  • keep — kept — kept — держать, хранить, беречь, иметь, содержать, удерживать, придерживаться
  • sleep — slept — slept — спать, бездействовать, засыпать, ночевать, покоиться
  • leave — left — left — уходить, покидать, миновать, бросать, удаляться, оставлять, уезжать, предоставлять
  • bleed — bled — bled — кровоточить, сочиться, выпускать/пускать кровь, истекать кровью, проливать кровь
  • lose — lost — lost — терять, утрачивать, потерять, не сохранить, утратить, проигрывать, упускать
  • feel — felt — felt — воспринимать, чувствовать, осязать, испытывать, трогать, ощущать, переживать, предчувствовать
  • sweep — swept — swept — смахивать, мести, сметать, сгребать, сносить, прочищать, уничтожать, прочесывать
  • hold — held — held — удерживать, владеть, сдерживать, держаться, держать, зажимать, иметь, выдерживать, сохранять контроль
  • mean — meant — meant — иметь в виду, намереваться, думать, подразумевать, предназначать
  • feed — fed — fed — кормить, кормиться, давать пищу, снабжать, питать, обеспечивать, подкрепляться
  • meet — met — met — встречать, соприкасаться, сходиться, собираться, встречаться, пересекаться
  • smell — smelled or smelt — smelled or smelt — пахнуть, иметь дурной запах, иметь запах, вонять, обонять, чуять, нюхать
  • buy — bought — bought — купить, достичь, приобретать, покупать, поверить, нанять, подкупать, добиться
  • sting — stung — stung — жалить, причинять острую боль, жечь, ужалить, нагреть, возбуждать
  • spend — spent — spent — тратить, исчерпывать, нести издержки или потери, расходовать, нести затраты, проводить время, истощаться

Рифмовки для запоминания неправильных глаголов и их форм

Многие изучающие английский язык находят более творческий подход к заучиванию неправильных глаголов, например, придумывают различные рифмовки:

Я в буфете buy-bought-bought (покупать)
Очень вкусный бутерброд,
За него я pay-paid-paid, (платить)
В классе в парту lay-laid-laid (класть)
И совсем не think-thought-thought, (думать)
Что сосед его умнёт.
А сейчас мне стало грустно –
Smell-smelt-smelt он очень вкусно! (пахнуть)

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен — Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)
Cling-clung-clung за воротник, (цепляться)
Ох и вредный же старик!
Я, конечно, say-said-said, (говорить)
Что разбил окно сосед,
Он меня не hear-heard-heard, (слышать)
Как на казнь меня ведет.
Я опасность feel-felt-felt (чувствовать)
И готов был kneel-knelt-knelt… (встать на колени)
Ох и сильно мне попало — Cost-cost-cost стекло немало!!! (стоить)

Неправильные глаголы — сколько нужно знать?

Тем, кто только начинает изучать английский язык, вполне достаточно запомнить написание и произношение 50-70 неправильных глаголов. Желающим приблизиться к уровню среднего носителя английского языка придется выучить порядка 200 Irregular Verbs.

Сделать это не так сложно, ведь способов запоминания неправильных глаголов и их форм в английском языке существует немало. К тому же всегда можно придумать свой собственный способ.

Whatsapp Telegram