Иностранные языки
в Москве
Бесплатно по России 8-495-649-69-44

Активная позиция учащегося в процессе изучения иностранного языка


Традиционно целью обучения было формирование знаний, умений и навыков. Общество 21-го века осознало ограниченность данного подхода. Педагоги поняли, что традиционное знание, основанное на запоминании определенного количества информации, не дает должного развития современному человеку, не вооружает его инструментом для успешного функционирования в современном обществе. Человек нуждается в качественно новых знаниях, которые получили название рефлексивных.

В основе формирования рефлексивных знаний лежит новый взгляд на роль учащегося на уроке. Он является центральным компонентом учебного процесса, самостоятельно организующим и осуществляющим деятельность по добыванию необходимой для него информации.

Для наделения учащегося большей самостоятельностью учителю необходимо выстроить систему субъект-субъектных отношений с учеником, позволяющую создать условия для формирования осмысленных знаний. Причем, эти отношения должны поддерживаться как во время урока, так и во внеурочной деятельности. Для этого многим педагогам Центра иностранных языков Ес приходится полностью пересматривать свою роль на занятии.

Во-первых, в нашей школе сняты разграничения между двумя группами: «вы» - ученики и «я» - учитель. Задача педагога – воспринять учеников и себя как единое целое, перейти от категории «вы» к категории «мы». Показав свою заинтересованность в решении проблем, работая вместе с учащимися, уважая и принимая мнения школьников, учитель наделяет учеников ролью активных деятелей, ролью субъектов познания.

Во-вторых, при субъект-субъектных отношениях многое меняется в поведении учителя. Например, тон и манера общения более не являются авторитарными. Учитель воспринимает ученика как личность и относится к нему с уважением, переходя от приказа к рекомендации, от порицания к беседе.

В-третьих, меняется и местоположение учителя в классе. Теперь он меньше времени проводит у доски с указкой (кстати, в нашей школе нет и никогда не было указки!), а чаще находится либо в окружении учеников, либо в сторонке наблюдает за деятельностью школьников.

В-четвертых, учитель осуществляет переход от объясненияматериала к созданию на уроке благоприятных (для школьников) условий получения рефлексивных знаний самими учениками, таких как игра, дискуссия, песня, проблемная ситуация и т.д. Знакомство с новым материалом представляет собой скорее беседу, чем монолог учителя.

В-пятых, происходит смена позиций участников урока и внеурочной деятельности, перенос акцентов с деятельности учителя на деятельность ученика.

Традиционно учитель являлся рассказчиком, большую часть урока проводя у доски, пытаясь «передать» свои знания ученикам. Во время объяснения учащиеся должны были внимательно слушать и запоминать информацию, излагаемую учителем. Джим Скривенер, британский педагог и учитель английского языка, называет такой метод преподавания «кувшин и кружка». В соответствии с этим методом, учитель-кувшин, объясняя новый материал, переливает свои (готовые) знания в пустого ученика-кружку. А если такое «переливание» не увенчалось успехом, то либо учитель не качественно «переливал» (плохо объяснил материал), либо кружка бракованная (ученик - ленивый, невнимательный, глупый и т.д.)

Но даже когда учитель доступно объясняет, а ученики нормально развиты и стараются внимательно слушать, качество знаний очень часто оставляет желать лучшего. Прилежные ученики тратят огромное количество времени на заучивание огромного количества информации, которую в дальнейшем мгновенно забывают. Вывод: даром потраченное время.

Мы считаем, что объяснение учителя ? процессу учения (приобретению учащимся знаний). Учение требует энергии и внимания от ученика, и именно качественное преподавание должно вызвать это внимание, заинтересованность и желание потратить энергию на получение информации. Незаинтересованность в информации, непонимание, что с ней можно делать являются причиной ее потери.

Интересующая ученика информация наслаивается на ранее приобретенные знания, которые сохранились внутри него именно потому, что были для школьника очень важными и являлись частью жизни. В этом случае наблюдается эффект «снежного кома», при котором ученик никак не может являться «пустой кружкой» ( или tabula rasa), в которую можно механически «вливать» информацию. Любой ученик обладает интеллектом, имеет свой жизненный опыт, интересы, на которые учитель помогает ему «наслаивать» новую информацию и закрепить ее там прочно и надолго.

В нашем Центре задача учителя – не красиво рассказать, а с помощью проблемной ситуации создать на уроке условия, в которых возникает возможность для ученика учиться, получая нужную для его жизни информацию. И если в традиционной методике преподавания школьникам говорят, что нужно выучить, то мы создаем благоприятные условия, вызывающие интерес к учению, готовим почву для саморазвития ученика, «заставляем» его мыслить, ведь «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памяти». (Л.Н.Толстой)

Наш учитель более не является «главным героем» процесса формирования знаний, его деятельность не так заметна и уходит на второй план. Чаще всего он работает «за сценой» как режиссер в театре. Время говорения значительно сокращается. Ученик и его деятельность, напротив, становятся основными компонентами, ядром урока и внеурочной деятельности. Именно ученик обнаруживает проблему, ставит гипотезы, подтверждает, либо опровергает их, вычисляет, расследует, сравнивает, оценивает и т.д. Ученик, будучи заинтересованным, активным и самостоятельным, доминирует в процессе формирования знаний.

Учитель же является самым гибким компонентом урока и внеклассной деятельности и на разных этапах принимает разные роли: организатор, партнер, советчик, подсказчик. Иногда он просто наблюдатель, издали контролирующий ход работы, не давая ей превратиться в хаос. Учитель порой незаметно для учащихся может направлять их деятельность в нужное русло, стараясь соответствовать плану, который им был заранее разработан (однако учитель должен быть готов от него при необходимости отступать, воспринимая урок (или другую форму работы) и учащихся в виде живого и изменяющегося организма). Стратегия поведения учителя зависит от характера деятельности учащихся, которая организуется самим учителем.

Таким образом, мы учим каждого преподавателя, работающего в нашем Центре выстраивать новую систему отношений с учеником, превратив его из пассивного, незаинтересованного слушателя в активного добытчика информации, самостоятельная работа которого сможет привести к долгожданному результату – рефлексивным знаниям.